Искусство в эпоху лжи
Именно этой теме Ральф Ругофф - куратор венецианской биеннале 2019 года посвятил свой проект. Каким может быть искусство, которое стремится говорить правду, в мире, где она стала по сути невозможна. Феномену пост-правды было посвящено очень много исследований, но, в целом, он строится на принципе смежных ассоциаций, когда мы сами делаем вывод, который будто бы очевиден, но не верен. Например, можно сначала показывать тараканов и говорить о том, какие микробы они распространяют, затем показать какую-нибудь грязь в магазине, и у зрителей будет ассоциация, что в этом магазине тараканы. Правда ли это? Нет. Говорил ли кто-то, что в магазине тараканы? Нет. Вывод все сделали - сделали. Пример максимально примитивный, чтобы было понятно. Пустым и некритичным сознанием легко манипулировать (просто на заметку).
Что делать в таких условиях искусству, обладающему визуальной выразительностью, которая через форму и идею задает вопросы зрителю и приводит к выводам? Этому как раз была посвящена последняя Венецианская биеннале. В первую очередь, Ругофф выбирал художников, которые работают в разных медиа и способны создавать проекты, очень разные по своей сути. В Арсенале и Джардини был представлен один набор художников, но впечатления от выставок были абсолютно разные, если не знать этой информации, не понять. Разные техники дают возможность создавать форму, которая смотрит на один и тот же вопрос под разными углами. Та же самая тема, идея, результат исследования, выраженные через живописи и видео будут восприниматься по-разному. Зазор даст зрителю возможность для формирования собственного мнения, так как мнение художника не будет выражено однозначно.
Второй момент, на который обращает внимание куратор, это неожиданность самой формы в произведениях искусства на биеннале. Форма, которая нам понятна лишь только развивает наши, уже сложившиеся, стереотипы о мире, новое и неожиданное заставляет мозг формировать новые нейронные связи, а сознание искать ответы, которые не очевидны. Преимущество, которое дает искусство тем, кто его смотрит. Форма, в данном случае, задает вопрос или помогает их задать, а не манифистирует, выбранный ответ или точку зрения.
И третье, отсылка к книге Умберто Эко «Открытое произведение» 1962 года. Вдохновением для этой книги послужил «Улисс» Джеймса Джойса. Книга, в которой смерть одного нравственно - философского мира сменяется рождением другого. Это отражено не только в плане идей и развития героев, но и внутри самой формы произведения. Путешествует не только герой, но и форма описания этого путешествия как такового. Сегодня, по мнению Ругоффа, эта книга Умберто Эко является одной из важнейших для прочтения и применения в современном искусстве.